Роспотребнадзор проверяет не только организации, но и индивидуальных предпринимателей в отношении соблюдения санитарных норм и защиты прав потребителей. С июля 2020 года правила немного изменились, поэтому рекомендуем изучить статью и разобраться с новыми контрольными мероприятиями, порядком проведения проверок и процессом обжалования результатов при несогласии.
Содержание
Кого и почему проверяет Роспотребнадзор
Каждый представитель бизнеса в любой момент может быть проверен Роспотребнадзором. Под прицелом находятся магазины розничной торговли, салоны красоты, предприятия общественного питания и медицинские организации. Изменения, вступившие в силу с 1 июля 2020 года, коснулись правил осуществления проверок и добавления новых надзорных мероприятий. Причина нововведений очевидна — неутихающая пандемия коронавируса спровоцировала государство на усиление мер.
Объект проверки надзорного органа — соблюдение прав потребителей и санитарно-эпидемиологических мер, а также контроль за качеством реализуемой продукции и оказываемых услуг. Полномочия Роспотребнадзора достаточно разнообразны: сотрудники ведомства вправе запросить медицинские книжки сотрудников, установить, соответствуют ли заключенные с потребителями договоры закону, и проверить, насколько корректно оформлены ценники.
Порядок выполнения должностных обязанностей осуществляется ведомством разными способами. Если сотрудник Роспотребнадзора наносит личный визит, речь идет о выездной проверке. В тех случаях, когда запрашиваются исключительно бумаги, производится документарная проверка.
Информация! Каждая из проверок может проводиться как по предварительно составленному графику, так и внепланово. Во втором случае визит сотрудников Роспотребнадзора чаще всего провоцирует жалоба клиента.
Плановая проверка
Плановые проверки осуществляются Роспотребнадзором по предварительному графику, согласованному с руководством и составленному на календарный год. Любой представитель бизнеса легко может узнать о том, попадет ли он под удар — вся информация о проведении плановых проверок размещена на сайте уполномоченного органа.
На заметку! Найти себя в списках проверяемых достаточно просто.Для этого на официальном сайте Роспотребнадзора следует ввести ИНН или ОГРН компании или же настроить поиск по названию и региону. Если ваша организация попадает в этом году под прицел ведомства, отобразится информация с плановой датой проведения проверки, сроках и форме.
Роспотребнадзор вправе проводить плановые проверки не чаще, чем 1 раз в 3 года, но из этого правила есть исключения. Представители бизнеса, задействованные в социальной, образовательной и здравоохранительной сферах могут контролироваться 2 и более раз.
Важно! Соблюдение санитарных правил проводится с использованием риск-ориентированного подхода. Это значит, что чем выше риск, тем чаще компания будет проверяться Роспотребнадзором. Так, в медицинский центр сотрудники уполномоченного органа могут посетить чаще, чем салон красоты.
И еще один важный нюанс — минимум за 3 дня до проведения плановой проверки Роспотребнадзор уведомит о своем намерении предпринимателя или руководство компании.
Внеплановая проверка
Проведение внеплановых проверок со стороны Роспотребнадзора не происходит без причин. Основания для визита сотрудников могут быть следующие:
- жалоба от покупателя некачественной продукции или услуг;
- привлечение Роспотребнадзора по поручению прокуратуры;
- истечение срока предписания предшествующей проверки.
В последнем случае речь идет об исправлении нарушений, выявленных по результатам плановой проверки. По окончании срока предписания, Роспотребнадзор имеет право явиться с представителю бизнесу с целью проверки их устранения.
Срок уведомления о внеплановой проверки составляет сутки. Но в некоторых случаях Роспотребнадзор вправе нанести визит без предупреждения. Речь идет о ситуациях, в которых есть риск причинения вреда окружающей среде, здоровью или безопасности страны.
Сроки проверки
Срок проверок напрямую зависит от масштабов бизнеса и формы контроля. Так, Роспотребнадзор проверяет документы не более 10 дней. Столько же длится и выездная проверка, но есть один нюанс. Для организаций она длится на более 50 часов в год, а для микропредприятий и ИП — не более 15.
Какие бывают контрольные мероприятия
Изменения, введенные в июле 2020 года, расширили полномочия Роспотребнадзора. Теперь согласно 248-ФЗ помимо выездных и документарных проверок исполнительный орган имеет право проводить следующие надзорные мероприятия:
- контрольная закупка;
- мониторинговая закупка;
- выборочный контроль;
- рейдовый осмотр;
- визит инспектора.
Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора
Визит контролеров — всегда неприятное событие. Но как говорится предупрежден — значит вооружен. Давайте разберемся в том, как правильно подготовиться к грядущей проверке и избежать наложения штрафов.
Подготовка сотрудников к проверке
Первое, с чего стоит начать — это изучить права и обязанности компании, а также полномочия проверяющих органов. Всем сотрудникам обязательно подготовить полный пакет документов в зависимости от специфики бизнеса. Это могут медицинские и санитарные книжки, сертификаты на продукцию, маркировка товаров, ценники.
Какие документы нужно предоставить контролерам?
Сотрудники Роспотребнадзора обязательно потребуют документы по списку:
первую очередь обращают внимание проверяющие:
- уведомление о дате основания компании;
- правоустанавливающие и учредительные документы;
- санитарные книжки;
- сертификаты;
- акты прошедших проверок;
- материалы о привлечении к административной ответственности.
Чем может закончиться проверка
Итоги проверки Роспотребнадзора фиксируются в акте, который составляется в двух экземплярах для обеих сторон. Собственник бизнеса имеет право согласиться или не согласиться с результатами и указать этот факт в документе.
Выявленные в ходе проверки нарушения предполагают наложение штрафных санкций:
- привлечение к административной ответственности в виде первичного предупреждения;
- наложение штрафа;
- временная приостановка деятельности до полного устранения выявленных нарушений;
- передача результатов проверки в судебные инстанции.
Распространенные нарушения и штрафы
Самые распространенные правонарушения, которые выявляют сотрудники Роспотребнадзора, типичны для многих сфер:
- Нарушение санитарных норм — карается штрафом в размере от 5 до 10 МРОТ либо предполагает приостановку деятельности сроком до 3 месяцев.
- Использование нежилых помещений, несоответствующих допустимым нормам — от 10 до 20 МРОТ.
- Нарушение, повлекшее за собой распространение инфекции — от 100 до 200 МРОТ либо лишение свободы.
- Отсутствие необходимых санитарных журналов — 20 000 рублей.
- Обман потребителей — от 10 000 до 50 000 рублей.
Нарушения со стороны инспекции
Часто случается так, что сами сотрудники Роспотребнадзора нарушают правила. Ниже перечислены наиболее распространенные ошибки:
- проверка проводится в отсутствии директора либо его представителя;
- сотрудники Роспотребнадзора находятся на территории компании дольше положенного срока;
- запрашивают документы, не заявленные в перечне и не имеющие отношения к объекту проверки;
- несанкционированно берут пробы;
- допускают ошибки в процессе заполнения акта.
Какие документы должны быть у сотрудников Роспотребнадзора
Специалисты Роспотребнадзора, которые уполномочены проводить выездную проверку, обязаны предоставить соответствующий приказ или распоряжение, а также служебные удостоверения.
Обратите внимание! Распорядительный документ должен содержать об уполномоченных лицах, цели и задачи, основания для проведения, сроки, адрес юридического лица или ИП, которого проверяют.
Если в распоряжении Роспотребнадзора присутствуют ошибки, предприниматель вправе отказать в проведении проверки. Незаконным считается даже тот факт, что по месту расположения компании явился инспектор, чьи данные не указаны в приказе.
Как и когда контролеры должны предупредить предпринимателя о проверке?
О проведении плановой проверки Роспотребнадзор обязан уведомить бизнесмена минимум за 3 дня. Внеплановый визит предполагает сокращение срока до 24 часов. Если же речь идет о чрезвычайной ситуации или потенциальной угрозе жизни и здоровью населения, уполномоченный орган вправе явиться к предпринимателю без предупреждения.
Что делать, если не согласен с результатами
Как показывает практика, многие предприниматели и руководители компаний часто не соглашаются с результатами проверок. В такой ситуации есть два пути решения.
Досудебный порядок обжалования
В случае несогласия с итогами проверки уполномоченного органа предприниматель должен в 15-дневный срок с момента получения акта направить письменное возражение в Роспотребнадзор. Рекомендуется подкрепить заявление фактами — приложить подтверждающие документы или заверенные копии.
Подобные жалобы рассматриваются ведомством в течение 30 дней. Если Роспотребнадзор запросит дополнительные документы, срок увеличится вдвое.
Судебный порядок обжалования
Если предприниматель считает, что в ходе и по завершению проверки его права были нарушены, он имеет право обратиться в арбитражный суд. Кстати сказать, достаточно часто решение истца удовлетворяется.
Что нужно помнить о проверке. Советы
- Роспотребнадзор уполномочен защищать права потребителей, проверять соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, следить за качеством реализуемых товаров и услуг.
- Проверки уполномоченного органа могут проводиться по графику и внепланово.
- В июле 2020 года список контрольных мероприятий был существенно расширен.
- По окончании проверки бизнесмену выдается акт и предписание для устранения правонарушений, если таковые были выявлены. Обжаловать решение можно в судебном и досудебном порядке.
В заключении полезный совет для всех представителей бизнеса, которых периодически проверяет Роспотребнадзор. Готовьтесь заблаговременно к визиту инспекторов, соблюдайте порядок в документах и не нарушайте требования действующего законодательства. В этом случае визит Роспотребнадзора не будет ассоциироваться с чем-то страшным!